В роду Ушаковых, кроме святого покровителя Русского флота, непобедимого Федора Ушакова, есть еще преподобный Феодор Санаксарский. Он является родным дядей адмирала.
Прежде чем встать на путь духовной брани, Иван Ушаков – таково мирское имя подвижника – 8 лет служил в лейб-гвардии Преображенском полку, вписавшем в историю России немало страниц — и героических, и драматических. Выходец из древнего рода, службу начал солдатом бомбардирской роты, а после дворцового переворота, совершенного в 1740 году с помощью преображенцев, в числе прочих был пожалован новой правительницей России Елизаветой Петровной званием сержанта.
Однажды на пирушке гвардейцев Ушаков стал свидетелем того, как один из сослуживцев неожиданно упал и умер. Впечатление от увиденного было столь глубоко, что будущий преподобный серьезно задумался о временности земного жития, и в возрасте 20 лет сменил блистательную военную карьеру на отшельничество. Он тайно покинул полк, ибо боялся, что императрица не одобрит его намерения.
В полном одиночестве Иван прожил среди леса у реки Двины около 3-х лет, потом решил перейти в Площанскую пустынь, но игумен долго не соглашался его принять из-за отсутствия вида на жительство. Однако, поддавшись уговорам, принял его на церковную службу читать псалмы. Услышав его чтение, старец игумен решил, что Иван не простой церковнослужитель, коим представился, а дворянин или человек господский. Опасаясь проблем, которые могут возникнуть из-за отсутствия у молодого подвижника документов, он отправил его в уединенную келью лесной чащи. Преподобный со смирением принял это решение, и удалился лес для сосредоточенной молитвы.
Но недолгим оказался покой и усиленные подвиги юноши. По особому распоряжению была выслана сыскная команда, которая доставила его в Санкт-Петербург к императрице. Елизавета Петровна, выслушав признание Ивана в том, что он тайно покинул гвардейский полк для отшельничества, простила ему побег и жаловала прежнее звание, если он вернется к военному служению. На что Иван ответил, что не для этого он оставил гвардию, и теперь для него лишь спасение души имеет смысл.
За годы отшельничества внешность юноши сильно изменилась — он очень похудел от постов и телесных подвигов, был одет просто, вид его был таким покорным и отчужденным, что даже знавшие его люди должны были признать серьезность произошедших в нем изменений. Елизавета Петровна позволила решительному молодому человеку принять монашеский постриг, коего он так желал, но приказала остаться в Александро-Невском монастыре Петербурга (тогда Лавра еще называлась монастырем).
13 августа 1748 года Иван Ушаков в присутствии императрицы был пострижен в монашество с присвоением имени Феодор, в память святого благоверного князя Феодора, чудотворца Ярославского.
Изнуряющим постом и непрестанной молитвой молодой подвижник преодолевал множественные телесные и духовные искушения. Другие монахи и приезжие уважали и почитали его за особое смирение, скромность и добродетельную жизнь. Вскоре у Феодора появились ученики, в том числе среди бывших сослуживцев. Боясь учительствовать и наставлять других людей, преподобный отказывался вначале от общения, но после долгих уговоров, молясь Богу о вразумлении, беседовал с посетителями, руководствуясь трудами Иоанна Златоуста.
Увеличивающееся количество желающих увидеться с ним не могло не смутить других монахов, и они начали жаловаться настоятелю и строить различные козни против смиренного отца Феодора. Это очень огорчало преподобного, но он безропотно терпел козни ненавистников и злопыхателей в течение 9 лет. Он мог бы сообщить о своих бедах императрице, которая имела к нему расположение и всегда готова была помочь, но не стал пользоваться привилегией.
Позже отец Феодор все же принял решение просить настоятеля отпустить его в Саровскую обитель, где он давно хотел подвизаться. К нескрываемой радости врагов, настоятель не стал препятствовать его отъезду. Вместе с отцом Феодором уехали и многие его ученики.
Около 2-х лет отец Феодор прожил в Саровской обители, невольно собирая вокруг себя множество новых учеников. Прежний опыт напоминал ему о том, что такое умножение внимания вокруг обычного послушника может вызвать недовольства и потому подал прошение о переводе в пустынь Санаксарскую, находящуюся под ведением Саровской обители, для ее восстановления. В 1759 году отец Феодор отбыл туда вместе со всеми своими многочисленными учениками.
В то время единственная церковь Санаксара полностью обветшала, деревянные кельи были практически разрушены, кровли и ограда прогнили. Состояние обители было бедственным. Благотворители, знавшие отца Феодора по Александро-Невской Лавре, помогали ему средствами на строительство.
Преосвященный Пахомий, Епископ Тамбовский, желал его рукоположения и возведения в должность настоятеля обители Санаксарской. Преподобный не смел принять хиротонию по своему недостоинству, но 13 декабря 1762 года, после длительных уговоров епископа, стал иеромонахом и принял пост настоятеля Санаксарской пустыни.
Святой Феодор был требовательным и строгим — 9 часов каждых суток уделялось богослужению, и более 10 часов — по воскресеньям и праздникам. Во время службы он призывал к осмысленному, неторопливому чтению. В любое время братия могла обратиться к настоятелю за советом, после беседы каждый ощущал тепло и покой на душе. Еда в обители была крайне скудной, но к еще более строгому посту преподобный не прибегал, чтобы не впасть в тщеславие. Послушания исполнялись всей братией, с настоятелем во главе.
Но и здесь отца Феодора ожидало новое испытание. По причине ложного доноса его сослали в Соловецкий монастырь. Допрашивали преподобного в Воронеже, по пути туда он смог встретиться в Задонском монастыре со святителем Тихоном, пребывавшем на покое. Их теплая беседа шла 3 дня, после чего святитель с любовью провожал отца Феодора через весь двор монастыря, благословляя его в нелегкий путь.
В заключении Соловецкого монастыря отец Феодор прожил 9 лет, испытывая тяжелейшие телесные испытания голодом и холодом. Большую поддержку оказывала его братия из Санаксарской обители и все его ученики, непрестанно молясь за него. В конце концов, по прошению митрополита Санкт-Петербургского Гавриила и указанию Екатерины II отца Феодора освободили, и он смог вернуться в любимую Санаксарскую обитель, где продолжил свои подвиги во имя Господа.
19 февраля 1791 года отец Феодор по-христиански тихо отошел ко Господу после недолгой болезни. Его тело находилось в келье, в тепле, но не издавало никакого неприятного запаха до самого погребения. Позже рядом был захоронен его племянник — святой праведный воин Федор Ушаков:
Русь Святая нам Святых дала,
Чтобы всем духовно возрастать,
Чтобы оградить людей от зла,
И Святую веру не терять!
Источник: Наталья Прицкер