Флотоводец Ф.Ф. Ушаков и полководец А.В. Суворов — национальное достояние России.
Вопрос о роли личности в истории, крайне сложный, из разряда вечных.
Вот рождается в сонном, неторопливом до потешных, снисходительных ухмылок иностранцев, Московском царстве мальчик. Назвали Петей. И через четыре десятка лет сонное царство превращается в могучую российскую Империю, а мальчик Петя в Петра Великого. Окружающие государства растерянно крутят головами, — «Что за чудо такое? Откуда взялась эта силища?»
То ли мальчик обладал такой кипучей энергией, такими талантами, что смог в одиночку перевернуть целую страну, то ли народы, населяющие её, только ждали энергичного деятеля, подхватили его на руки и стремительно пошли вперёд? Историки и философы будут ещё долго спорить об этом. Но зафиксируем всё же, как факт. В определённые периоды наш народ способен порождать героев, воинов, учёных, творцов во множественном числе. Видимо, страна налаживает серийное производство великих личностей в те времена, когда ей наиболее тяжело, когда возникает крайняя нужда в них.
Конец XIX-го века как раз время великих свершений для нашей страны. Мы осваиваем юг России, побеждаем Крымское ханство, противостоим Османской империи. Великая Порта на тот момент — одно из сильнейших государств того времени. Богатое, хорошо вооружённое с сильной армией и современным флотом. Наш южный сосед ведёт агрессивную политику. Давно оккупированы Балканы, территория нынешней Болгарии, только Россия может противостоять полчищам османов. В многочисленных русско – турецких войнах решалась, ни много, ни мало судьба Империи.
С разницей в 15 лет 1730 и 1745 гг. на свет Божий появились в России два военачальника, судьбы которых на удивление схожи и ярко иллюстрируют всю сложность и величие эпохи, в которой им довелось жить.
А.В. Суворов и Ф.Ф.Ушаков идеально соответствуют той формуле, которую произнесёт чуть позже Александр III — «У России есть только два союзника, её армия и флот». Два крыла российского державного орла распростёрлись тогда над югом России, потрясая и современников и даже нас, дальних потомков, размахом и слаженностью действий.
Ф.Ф. Ушаков – один из основателей и первых командиров Черноморского флота. Без его трудов, без мощного флотского крыла, никакие успехи России на юге, а шире, на Балканах и Средиземном море в будущих европейских войнах, никакие успехи нашей страны в тот период, да и в дальнейших испытаниях были бы невозможны.
Суворов, сухопутным крылом бил турок при Фокшанах и Рымнике, Ушаков параллельно у Тендры и Калиакрии. Они с уважением, а нередко и с восхищением относились друг к другу. Известна фраза Суворова в адрес морского собрата: «Зачем не был я при Корфу хотя бы мичманом?»
В их портретах, как военачальников удивительно много схожего. Решительный натиска, ставка на атаку и нарушение традиционных схем. Неоднократно малыми силами они били значительно превосходящего врага. Но, может быть, главное, что разительно отличало обоих от полководцев предшественников, это искренняя забота о простых солдатах и матросах. Подчинённый должен поверить в своего командира, почувствовать внимание и заботу. Он должен быть хорошо подготовлен индивидуально, «знать свой манёвр». И адмирал, и генералиссимус были основателями как новой тактики ведения боя, так и заботливого, человечного отношения к своим рядовым.
Оба были чрезвычайно далеки от развлечений «высшего света», относясь к «парадной жизни» скорее с презрением, нежели с преклонением.
Неслучаен и итог их боевой деятельности. И у того и у другого за спиной ни одного проигранного сражения. Невероятный показатель, на века!
Памятник А.В. Суворову давно уже украшает наш город на Марсовом поле. Вскоре на площади Труда появится его флотский собрат.