Ушаков. Чума.
Будущему великому флотоводцу Фёдору Фёдоровичу Ушакову ничто в жизни не давалось легко. Звания, продвижение по службе, деньги, наконец, – всё через тяжёлый самоотверженный труд. Как мы уже говорили в предыдущей статье, он – выходец из бедной дворянской семьи. Во времена царствования Екатерины Великой, как, впрочем, что греха таить, и сегодня, молодому человеку из провинции пробиться наверх весьма непросто.
Надо сказать, однажды Ушакову выпал шанс, о котором даже мечтать не могли многие его сослуживцы. Талант, старание и трудолюбие офицера отметил Светлейший князь Потёмкин, один из самых влиятельных людей своего времени. Фёдор Ушаков по протекции князя был назначен командиром императорской яхты. Ирония судьбы!Приз, о котором мечтают тысячи людей, достаётся человеку, абсолютно к нему равнодушному. Возможность выстроить карьеру, войти в «высший свет» абсолютно не прельщали Ушакова. Ему нужно настоящее дело! Боевой многопушечный корабль, а не изящная яхта, флот и сражения, а не награды и балы! Он долго уговаривает Потёмкина отпустить его на действующий флот, туда, где можно применить его таланты, энергию и ум.
80-ые годы XVIII- го века, — время активного освоения русскими своих южных земель. Присоединение Крыма, строительство новых городов в Новороссии, создание Черноморского флота. Турецкие корабли беспрепятственно осаждают наши новые города. Высаживают десанты, топят транспорты со строительными материалами. Корабли с Балтики на помощь черноморцам идут долго, да и не решат они проблемы без мощного флота на Чёрном море. Князь Потёмкин решает основать судовую верфь в только что появившемся на карте России городе Херсоне. Заведует строительством генерал – аншеф Абрам Петрович Ганнибал, да – да, тот самый! Арап Петра Великого и дедушка великого русского поэта. По Днепру и Дону сплавляются вниз вереницы плотов тяжёлого корабельного леса. Из Архангельска, Петербурга, Воронежа приходят сотни опытных мастеровых на строительство кораблей. Но, увы, новая напасть, пострашнее турок, приходит на наши южные берега. Эпидемия чумы.
Вот как описывает её появление один из сподвижников Ушакова, Иван Андреевич Полномочный. «Судов иностранных приходило разных много, по Днепру стояли. Карантинов не было и пропущали суда просто. Турецкие суда нам привезли зло и заразу».
Весной 1783-го года чума появилась в Херсоне, а к осени заполыхала с такой силой, что все работы пришлось остановить. Чума бушевала и в Таганроге и Севастополе. Сотнями умирали драгоценные кадры — опытные мастеровые. Строительство флота остановилось. Екатерина в письмах к Потёмкину требовала принятия чрезвычайных мер. «язва сия меня стращает, опасаюсь всё, чтобы не прокралась паки внутрь России!». Никто не понимал, как переносится зараза. Ужас охватывал людей при одном упоминании о «чёрной смерти».
Именно в этот роковой для судеб Черноморского флота момент светлейший князь направляет в Херсон своего любимца и протеже Ушакова. Он должен был руководить строительством линейного корабля «Святой Павел». Но пока Фёдор Фёдорович добирался до места назначения, чума успела унести на тот свет большинство мастеровых, работы встали окончательно. Офицер застал здесь печальное зрелище. Вот как описывал положение дел военврач Э.В. Дримпельман: «Здесь увидел я страдание, отчаяние и уныние… Мои молодцы – рекруты, хотя большинство их прибыли в Херсон здраво и невредимо, все почти перемёрли. Были определены арестанты…, которые каждый день ходили по улицам с тележкой, чтобы подбирать попадавшиеся трупы…»
Времени выяснять причины болезни не было. Позже станет ясно, что переносчиками заразы являются блохи, живущие на людях, крысах и прочей живности. Обтирание уксусом и поедание тонн чеснока, которыми пытались бороться с чумой, мало помогали делу. Ушаков тоже не знал причин появления заразы, но прекрасно понимал, как нужно поступать в случаях эпидемии. У него был опыт многомесячной службы на Средиземном море и проводки караванов судов из Кронштадта в Архангельск. Во время долгих плаваний он сталкивался с эпидемиями цинги и оспы. Немедленно были приняты решительные меры. Всех заражённых поместили в специально созданный полевой госпиталь, под присмотр врачей. «Подозрительных» рабочих, с признаками болезни помещали в отдельные карантинные землянки. Одежда заражённых, вещи, к которым они прикасались, беспощадно предавались огню. Общение с больными было строжайшим образом запрещено. Ушаков лично следил за соблюдением порядка. Будучи яростным противником физических экзекуций, тем не менее, он шёл на самые жёсткие меры по пресечению нарушений дисциплины. Вскоре принятые меры дали свои плоды. Болезнь постепенно пошла на убыль. Опыт Ушакова широко применялся другими офицерами верфи. Уже весной 1784-го года первые корабли были спущены на воду и вступили в состав Черноморского флота.
1 января 1784-го года Ушакова произвели в капитаны1-го ранга, а 12-го октября 85-го за успехи в борьбе с чумой он был награждён орденом Св. Владимира 4-ой степени.
В 38 лет первая значимая награда. Но «русские медленно запрягают, да быстро ездят!» Впереди были годы славных походов и боёв будущего прославленного флотоводца. Но об этом мы расскажем в следующих статьях.