Дипломатическая деятельность адмирала Ф.Ф. Ушакова.
Сегодня нередко можно услышать недоумённые вопросы. «Зачем стране тратить огромные средства на армию и флот, когда их можно направить на улучшение жизни «простых» граждан?». Рассмотрим для примера современную атомную субмарину. Не будет большим преувеличением сказать, что по уровню технологий, по затратам из бюджета, это космический корабль, только снабжённый ядерными ракетами и подводный. Тысячи специалистов принимают участие в строительстве, которое продолжается несколько лет. На корабле служат высокопрофессиональные офицеры, обязательно прошедшие долгое и сложное обучение. И все эти затраты, кажется, впустую. Ведь ракетоносцу не придётся воевать. Он – «корабль одного боя». Если, вдруг, случится непоправимое, экипажу останется только нажать на нужные кнопки, перекреститься и ждать, когда Земля превратится в пепел. Вместе с ними. Так вот, чтобы непоправимого не случилось, чтобы «простые» граждане не стали пеплом, стране нужны мощный флот и сильная армия. Они, прежде всего, средство международной дипломатии.
Доказано временем: военно-морское присутствие остается единственным способом легального силового давления государства в удаленных от собственной территории регионах для обеспечения политических, экономических, военных интересов, эффективного решения других задач, в т.ч. миротворческих.
Крупный военачальник – всегда дипломат. Скорее по необходимости, нежели по собственной воле. Если ты управляешь огромной армией или мощным флотом, то просто вынужден принимать во внимание общественно – политическую обстановку на арене боевых действий. Некоторые полководцы (например, Суворов) относились к этой стороне дела с раздражением, как к неприятной обязанности. Другие – Румянцев, Кутузов, Ушаков – умело сочетали в себе блестящие воинские таланты с недюжинными дипломатическими способностями.
Ф.Ф. Ушаков своей деятельностью в ходе Средиземноморской кампании 1798–1799 гг., а также в 1800 году доказал, что флот может и должен быть инструментом внешней политики государства. При помощи своего Военно-Морского Флота Россия заставила другие страны признать ее великой морской державой, закрепить этот статус признанием ее интересов на морях и уважать Андреевский флаг.
Ушаков никак не походил на профессиональных дипломатов. Он был практиком, человеком живого дела, движимым неотложной необходимостью отстоять интересы России в Восточном Средиземноморье и на Балканах – важном для нашей страны стратегическом регионе. Адмирал стал активным участником переговоров по созданию уникального союза между Россией и Турцией. Он умело выстраивал свои отношения с английским адмиралом Нельсоном, который стремился отстоять интересы Британской империи и не допустить усиления влияния России.
Проницательность Ушакова, тонкость ума, понимание окружающих, искусно скрытая, но несомненная недоверчивость не только к врагам, но и к «союзникам», и даже главным образом к союзникам, — все это позволило ему совершенно, по существу, самостоятельно вести русскую политику на Средиземном море.
При его непосредственном участии был заключён русско – турецкий договор 1799г. – соглашение, выгодное для обеих сторон. Канцлер А.А.Безбородко писал по поводу договора: «Надобно же вырость таким уродам, как французы, чтобы произвесть вещь, какой я не только на своем министерстве, но и на веку своем видеть не чаял, то есть союз наш с Портой и переход флота нашего через канал» (Босфор). Давая оценку этому неординарному в мировой истории событию, известный историк XIX века А.В.Висковатов писал: «В один миг взаимные опасения исчезли, вековая вражда была забыта, и Европа увидела с изумлением, что в то время, когда не заживлена была рана, нанесенная Турции отторжением от нее Крыма, когда свежи были развалины некогда грозного Очакова и не замолкли рассказы о кровопролитных штурмах Измаила и Анапы, два народа, бывшие почти в беспрерывной между собою вражде, и разнствующие один от другого и правилами Веры, и языком, и обычаями, вступили между собою в тесный союз против нарушителей общего спокойствия».
Несомненно, при составлении договора огромную роль сыграл авторитет русского адмирала. Завоевав громкими победами над турками славу «Ушак – паши» он обратил свою известность в пользу искусной дипломатии. Грозное имя весьма способствовало успеху переговоров.
Времена изменили и технику, и тактику морского боя, но не ослабевает значение творческой мысли, патриотизма, умения сплачивать воедино коллектив, организованности, мужества, воли к победе, других качеств, без которых флотоводец не может являться таковым. И в этом отношении жизнь и дела адмирала Ф.Ф.Ушакова являют собой пример для многих поколений русских моряков, в том числе нынешнего.