Смерть адмирала.

Когда Ушаков в 1807 году уходил в отставку, ему исполнилось 62 года. Даже по тем временам вполне себе ещё не старый человек. Напомним, что Кутузову на момент Бородинского сражения было 67. Суворов отправился в сложнейший итальянский поход в возрасте 69 лет. Так что Ушаков мог бы ещё служить и служить и принести немало пользы своему Отечеству. Он писал в прошении об отставке о «физических и духовных немощах», но никто из его биографов не отмечает каких либо явно выраженных физических недугов. Просто Ушаков «не пришёлся ко двору» нового императора Александра I, его окружения. У писателя Петрова М.Т. в книге «Ушаков» приводится эпизод, когда министр флота Чичагов сообщает адмиралу о том, что Александр во время знаменитых переговоров на плоту посреди Немана легко передал Бонапарту Ионические острова, которые совсем недавно Ушаков с таким трудом отвоёвывал у французов. Это был настоящий удар. Ноги Ушакова ослабели, на глаза невольно набежали слёзы.  Он невольно сел, почти упал на стул, долго не мог говорить, только растерянно качал головой. Допустим, вся эта сцена плод художественного воображения писателя, но совершенно очевидно, что на душевном самочувствии Ушакова не могли не отразиться события тех лет. Дело всей его жизни, Черноморский флот, его славные победы, всё подвергалось осмеянию, поруганию и забвению. Нет ничего страшнее в жизни, чем увидеть воочию крах трудов твоих. Это как смерть ребёнка при живых родителях. Очевидец вспоминает, что в последние годы жизни Ушаков на глазах превращался в «убелённого сединами измождённого старца».

2 (14) октября 1817 года Фёдор Фёдорович Ушаков скончался в своём Алексеевском имении. Отпевание состоялось в городе Темников, в Спасо-Преображенской церкви. Оттуда, согласно завещанию, тело адмирала должны были доставить в Санаксарский монастырь для похорон. На выходе из города его намеревались погрузить на катафалк и на нём доставить в монастырь, однако люди, что несли гроб от церкви, продолжили путь с гробом на плечах. Носильщики, сменяя друг друга, так и донесли гроб до Санаксарской обители. Погребение адмирала Ушакова происходило вдали от столицы и не в государственном, как то было, например, с Суворовым и Кутузовым, а, в сущности, в частном порядке, поэтому официальных или сколь нибудь подробных свидетельств его похорон не осталось. Из материалов позднейших эксгумаций можно однозначно заключить, что хоронили Ушакова в его адмиральском мундире, нательном кресте из кипариса и с шёлковым венчиком на лбу, на котором на момент эксгумации сохранился фрагмент надписи «оживеши… помилуй». В 1904 году над его могилой было сооружено чернокаменное надгробие.

В 1917-ом году планировались большие торжества по поводу 100-летия смерти Ушакова. Специальной программой предусматривалось установить ему памятник в Санкт-Петербурге, назвать его именем морской кадетский корпус и спущенный на воду новый корабль, учредить именные премии и даже построить в Ушаковской балке Севастополя «синематограф для нижних чинов». Ни один из этих планов не осуществился, — в октябре 1917-го вспыхнула революция.

Религиозные гонения в СССР не обошли стороной и Санаксарскую обитель. В 1920 г. она была закрыта. Все захоронения, произведенные на территории монастыря, остались без присмотра. Здания храма и жилища монахов превратили в школу механизаторов. В 1940 г. один из местных жителей случайно обнаружил останки надгробия, что некогда стояло на могиле адмирала. Он сообщил о находке местным властям, и вскоре было установлено примерное местонахождение захоронения великого флотоводца. Могила пребывала в разрухе, было принято решение её восстановить. В сентябре того же года Центральный Военно-морской музей распорядился о реставрации, и вскоре надгробие было отремонтировано и возвращено на могилу. В 1944 советское правительство приняло решение о создании  государственной воинской награды имени Ушакова («орден Ушакова»). Необходимо было восстановить внешность  адмирала, ведь его профиль должен был украшать аверс новой награды. У монастырской стены были проведены раскопки, в ходе которых обнаружили останки адмирала, а также останки его гроба и погребального одеяния.  Идентифицировать Ушакова стало возможно по относительно хорошо сохранившемуся адмиральскому правому погону с тремя орлами, также сохранились останки адмиральского мундира. Профессор Герасимов по черепу адмирала провел реконструкцию его внешности, привлекая к делу также его прижизненные живописные портреты и словесные описания. Воссозданный Герасимовым образ Ушакова в итоге и украсил аверс одноименного ордена, а тело адмирала было уложено в новый гроб и перезахоронено.

В 2001 г. Русская Православная Церковь канонизировала Фёдора Фёдоровича Ушакова в качестве местночтимого святого Саранской и Мордовской епархии. Далее, в 2004 Архиерейский собор РПЦ распорядился о причислении адмирала Ушакова к общецерковным святым в лике праведных. В 2010 могила Ушакова была в очередной раз эксгумирована для установления подлинности останков, а также для обретения мощей. Новая экспертиза подтвердила истинность двух предыдущих, после чего останки Ушакова были помещены в раку и с тех пор его мощи пребывают в Санаксарском монастыре, как и завещал покойный адмирал.