Во–первых, это красиво!

В предыдущих статьях мы много говорили о боях и походах Ф.Ф. Ушакова. Но за сводками славных военных и дипломатических побед уходит в тень крайне важная и интересная тема, — а каким инструментом пользовался наш адмирал? Узнаем, из какого материала, и по каким лекалам отлит клинок знаменитого фехтовальщика? Поговорим сегодня о кораблях, на которых совершал свои подвиги Ф.Ф. Ушаков. И что такое вообще – служить на парусниках перелома 18-19-го веков?

Что такое парусник? Во-первых, это красиво! Каждый, кому довелось хотя бы раз увидеть паруса, раздутые ветром, на фоне ярко-голубого неба или восходящего солнца не забудет эту волшебную картину никогда. В то же время, невозможно не задать себе вопрос: как это красивое, но хрупкое судёнышко преодолевало гигантские океанские просторы? Как оно противостояло грозным волнам?

Вспомним, что Ф.Ф. Ушакову, прежде чем стать адмиралом, довелось ознакомиться со множеством морских и судостроительных профессий. Он доставлял лес для строительства кораблей, строил, точнее, в его случае будет сказать, работал на верфях, перегонял суда из Архангельска в Петербург, познакомившись с северными условиями плавания, участвовал в Средиземноморских походах, наконец, боролся с чумой. Это позволило ему до тонкостей познакомиться с устройством и конструктивными особенностями кораблей, разными условиями плаваний, борьбой с эпидемиями и болезнями. Одним словом, пройти почти весь тот путь, который моряки накопили за долгие века судоплавания.

Парусник, несмотря на кажущуюся простоту, весьма сложное сооружение. Количество парусов на трёхмачтовом корабле может превышать сотню. Научиться управлять ими можно только путём длительной службы и постоянной практики. А для того, чтобы стать прекрасным капитаном нужен ещё и талант, наитие. День морского офицера, каждый выход на вахту начинается с вопроса о ветре. Ветер – царь и бог парусного флота. Талантливый моряк может по состоянию неба, цвету моря и облаков определить скорое изменение ветра и подготовиться к нему.

Ф.Ф. Ушакова, как самостоятельного командира корабля поначалу преследовали сплошные неудачи. Два корабля, «Морея» и «Модон» так и не смогли из-за неисправностей выйти в море. Наконец, он назначен командиром настоящего линейного корабля «Святой Павел», но и тут неудача. В составе русской эскадры он вышел к берегам Турции в поисках неприятеля. Однако, у берегов Румынии на эскадру обрушился страшный шторм. Корабли раскидало по морю. Один утонул, другой, потерявший мачты и паруса, был прибит к турецкому берегу. Корабль Ушакова, с переломанным такелажем и изорванными парусами отнесло через всё море к Кавказскому берегу. Полуразбитый корабль, часть экипажа погибла, тем не менее, Фёдор Фёдорович сумел привести его в Севастополь.

Линкор «Святой Павел»
Линкор «Святой Павел»

Плавание на паруснике только со стороны кажется чем то вроде яхтенной прогулки. Прежде всего морякам тех лет требовались воля, смелость и терпение. Ветер – капризная стихия. Можно угодить в шторм, а можно днями и неделями ждать ветра, пережидая полный штиль. Парадокс, но посреди царства воды главным дефицитом на корабле является питьевая вода. В те времена её хранили в деревянных бочках. Вода, тем более, в условиях жары, имеет свойство быстро протухать. Уже через неделю она становится неприятной на вкус, похожа на болотную. Через три недели – жижа зелёного цвета, которую приходится процеживать через ткань, пить практически невозможно, но что не сделаешь, когда захочешь жить?

Плохая вода и солёная еда – ключ к различным болезням. Дизентерия — частый гость на кораблях тех лет. Если болезнь распространится в экипаже, — некому будет управлять парусами. На кораблях ужасная скученность. Если взять для примера тот же «Святой Павел». Длина – 48 метров, ширина – 13, глубина трюма – 5,5 м. И вот на этом небольшом пространстве расположены от 500 до 670 человек, это если с морской пехотой. Только у командира и старпома отдельные крохотные каюты. Матросы спят, живут и работают на батарейных палубах, всё пространство которых занимают 70 пушек. В трюмах запасы провизии, порох и ядра, склад запасных парусов и такелажа. Современному человеку представить себе такой «комфорт» просто невозможно. Терпение и выносливость, больше ничего не остаётся для плавания в таких условиях.

В целом, все флоты мира обладали приблизительно одними и теми же кораблями. И русский флот времён Екатерины Второй здесь не исключение. Но есть одна особенность, которая точно выделяла русских моряков среди остальных. Понятно, что на деревянных кораблях было крайне осторожное отношение к огню. Во время сильной качки гасился даже огонь в камбузе и экипаж мог на долгое время оставаться без горячей пищи. Нечего говорить тем более о горячей воде. Но русский человек не может долго оставаться без умывания и пара. Поэтому, например, после взятия Корфу моряки Ушакова первым делом поставили на берегу часовню и баню. Так как делали они это с завидной регулярностью во всех портах мира, иностранцы предполагали, что сооружение «банья» тоже имеет некое религиозное значение для русского человека. В сущности, не так уж они были неправы.

В следующей статье мы поговорим о боях парусников. Там помимо перечисленных качеств потребуется ещё и невероятное мужество, профессионализм и смекалка.