Портрет Ушакова.

Нам всем хорошо знаком образ Ф.Ф.Ушакова по картине Петра Бажанова «Портрет адмирала Ф.Ф. Ушакова» написанной в 1912 г., то есть, через 95 лет после смерти. Прижизненных портретов не сохранилось.

Фёдор Фёдорович обладал скромным, можно сказать, аскетическим характером. Правда, сейчас в интернете можно найти один прижизненный портрет адмирала, найденный в монастыре на Корфу. Якобы, сам Фёдор Фёдорович в 1800 г. подарил его греческим монахам. Но официально его идентичность не подтверждена. Тем не менее, обратим внимание на реконструкцию облика адмирала, сделанную нашим замечательным антропологом Герасимовым. Нельзя не заметить, что это практически два разных человека.

Один, спокойный, уравновешенный, выглядит, скорее, учёным, философом, нежели суровым военачальником. Второй – порывистый, упрямый лоб, волевой подбородок. Понятно, что мы имеем дело, так или иначе, с реконструкциями, вполне возможно, имеющими мало общего с оригиналом.

Тем не менее, у нас всё же есть возможность увидеть истинное лицо адмирала. И сделаем мы это через эпистолярное наследство, которое он нам оставил. К сожалению, время сохранило нам далеко не всё в том, что касается приказов по флоту, переписки с чиновниками разных рангов и частных писем. Однако, странным образом, почти всё, что сохранилось, так или иначе, касается заботы о личном составе, о ближних, очень редко о себе. Вот, например, письмо Потёмкину о результатах виктории в Керченском проливе. Обязательное дополнение, касающееся матросов: «…рядовых же и нижних чинов служителей прошу, если возможно, наградить выдачею каждому по рублю или по два деньгами, что я навсегда почитать буду за отменную к себе милость вашей светлости. Сия сумма денег, считаю, не весьма велика, а благодарность заслуживающих оную будет превосходна…».

Даже в приказах по флоту, где он распекает нерадивые экипажи и их офицеров, слышатся, скорее, нотки доброго отца семейства, нежели, увы, столь привычное начальственное высокомерие и грубость.Документы свидетельствуют: он, например, требует простить виновного офицера «ради его малолетних детей» и ходатайствует перед императором о восстановлении в должности офицеров, разжалованных за проступки.

Но самый точный свой портрет Ушаков оставил в наставлениях для будущих офицеров и преподавателей военных училищ. Нравственность поставлена во главу угла. Одна из статей так и называлась: «О нравственном воспитании военных людей». Нарисовав портрет воина, которого желаемо вырастить: «не утоми-мого в трудах, мудрого в советах и начертаниях, неусыпного в рачении о пользе общей, преисполненного верности к Отечеству, усердия к службе, честности и правдолюбия, руководствуемого всегда правилами добродетели и старающегося о покорении малейших человеческих слабостей, пекущегося о благе войск своих как отец…» Ушаков добавляет, что легко всё это написать на бумаге, но очень трудно воплотить на практике. Ключ к достижению необходимого результата – нравственное воспитание буквально с самых малых лет.

Во всей обширной статье о нравственности мы не найдём упоминания Бога. Очевидно, для людей той поры, тем более, для Ушакова, присутствие Всевышнего подразумевалось само собой разумеющимся. Но вот слово Отечество едва ли не главное на страницах сочинений адмирала. В известном смысле для Ушакова Отечество есть воплощение Бога на земле. Служение отечеству – высший долг и добродетель для военного человека. Рассуждая о воспитании будущих воинов и о зачастую пагубном влиянии семьи, адмирал решительно заявляет: «Нет! ребенок принадлежит не родителям, а Отечеству; Отечество должно быть для него святее всего на свете, все воспитание его должно клониться к тому, чтоб его сделать не только годным, но и отличным слугою своим согражданам, добрым сыном, добрым отцом; без любезных государство обойтися может, а без сынов Отечества — никогда»

О воспитании детей, верных сынов Отечества, и о взглядах
Ф.Ф. Ушакова на положение дел в современном ему русском обществе мы поговорим в следующей статье.