Воспитание воина и человека.

Отдав всю жизнь российскому флоту, непобедимый стратег так и не обзавелся своей семьей. Его одиночество на склоне лет скрашивали осиротевшие племянники, которым он заменил отца. О личной жизни адмирала известно крайне мало.  Очевидно, по той простой причине, что её у него, как таковой и не было. Известно лишь, что в молодости он пережил большое душевное потрясение. Получив чин лейтенанта в 1769-ом год, Фёдор вернулся домой, где его должна была ждать невеста. Но та, поддавшись уговорам матери, вышла замуж за богатого греческого купца и к возвращению Ушакова уже пребывала на сносях.До конца своих дней Ушаков будет любить эту женщину, и заботиться о её судьбе, а родившийся мальчик в будущем станет служить морским офицером под его началом.

В записках «О средствах завести хороших офицеров» Фёдор Фёдорович много внимания уделяет проблемам воспитания подрастающего поколения и, говоря современным языком, вопросам воспитания патриотов своего Отечества. Одна из главных проблем, по его мнению, засилье воспитателей – иностранцев в русских семьях. «Ребенок слышит от него [воспитателя-иностранца], что русское все дурно и глупо, отец его восхищается английскими сапогами, мать французскими кружевами, и оба клянут Россию за то, что она не производит таковых драгоценностей. Дослали слугу купить ребенку шляпу, шляпа куплена в русских рядах: какой дурак, говорит мать, может ли быть что порядочное в русских рядах? Дома все говорят по-французски или по-немецки, ребенку запрещают говорить по-русски… Ребенок не слышит никогда про Отечество и, пока живет дома, едва ли знает, что значит сие священное слово» Когда читаешь подобное у автора начала девятнадцатого века так и хочется воскликнуть: «Ничто не ново под луной»!

Появление детей, получивших с лёгкой руки Фонвизина звание «Митрофанушек», очевидно, имело очень широкое распространение в русском обществе. Если даже адмирал Ушаков вынужден обратить внимание на это явление. Наверняка, во время службы он неоднократно сталкивался с Митрофанушками, которых волею судеб занесло на флот.  Он пишет: «Воспитание благородного юношества есть первейшее и наилучшее средство к заведению хороших офицеров…
Нет ничего пагубнее, как вверять оное частным людям, даже и самим родителям; живые примеры сие подтверждают».  

Умение нарисовать яркие живые картинки из жизни русского дворянства выдают в этом, казалось бы, сухом и замкнутом человеке талант сатирика. «Новомодная барыня наряжает своего сына купидончиком или еще в женское платье, как будто бы русское недостойно дворянина; одна кричит: я не хочу, чтобы мой сын был ученый педант, и учит его танцевать и болтать по-французски. Другая: я хочу, чтоб мой сын был военный, учит его фехтовать, ездить верхом и сим образом готовит его в генералы».  Ушаков уверен, что задача воспитания будущего воина, прежде всего, задача государственная. Семья здесь, чаще всего, помеха. «Итак правительство не может поверить частным людям воспитание дворянства. Одному правительству подлежит воспитание благородного юношества. В каждой губернии, где народный язык есть русский, должна быть дворянская школа, в которую неотменно входили бы все дворянские дети десятилетнего возраста. При своем вступлении каждый ребенок должен быть испытан, знает ли читать и писать по-русски. Ежели он сего не знает, то его учить грамоте, а родителей или тех, от кого он поступил, штрафовать денежным взысканием в пользу школы: ибо русской грамоте всякий дьячок учить может, а ежели отец не в состоянии заплатить дьячку за ученье, то должен сам учить своего сына, в чем состоит священнейшая обязанность человека».

Ушаков здесь выступает уже как общественный публицист. Он требует, чтобы такие школы возглавляли представители исключительно русского коренного дворянства. Подробно расписывает, каким предметам надобно обучать мальчиков, сколько времени уделять физическим упражнениям и теоретическим наукам.

После дворянских школ ученики, в зависимости от показанных успехов должны направляться в государственные военные школы и кадетские корпуса. «Даже самого тупого» можно научить хотя бы простейшим дисциплинам. Главное – человек должен быть полезен Отечеству.

Сегодня в России десятки, а, может быть, уже и сотни кадетских корпусов и училищ. Во многом, это заслуга прославленного адмирала. В каждом есть портреты и бюсты Ф.Ф. Ушакова. Его память бережно сохраняется будущими воинами. Ведь именно к ним был обращён один из главных заветов адмирала.

«Всем моим состоянием предан службе и ни о чём более не думаю, как об одной пользе государственной»