Что есть «хороший офицер»?

Анализируя длинный ряд ярких и сокрушительных побед русского флота под руководством адмирала Ушакова, нельзя не задаться вопросом, — в чём причина столь безоговорочных и убедительных викторий? Ведь, по логике вещей, новорождённый Черноморский флот вполне естественным образом должен был по крохам собирать крупицы побед. Расти, мужать, приобретать опыт и лишь потом, превратившись в мощную, прошедшую огонь и воду силу, крушить неприятеля, но он, странным образом, начал это делать сразу! Выпадает, какое то логическое звено.

Иногда можно услышать, что наш главный соперник – турецкий флот, был слаб, особенно в части личного состава. Офицеров и, особенно, матросов. Ну, так и мы не чудо богатырей, опытных морских волков набирали на Рязанщине и Брянщине! У турок даже преимущество, они, так или иначе, у моря выросли. Наши впервые увидели море, только попав на корабли. Что касается офицеров, большинство турецких прошли стажировку во Франции, с которой у турок традиционно тёплые отношения. Наши тоже нередко проходили стажировку на иностранных флотах, но далеко не все. Ушаков, кстати, никогда не служил на чужих флотах и он далеко не одинок в этом.

Качество кораблей у турок лучше, нежели у наших, наспех построенных на только что возведённых верфях Херсона.

И вдруг, такое преимущество. Причина во флотоводческом таланте Ушакова, его новаторской тактике? Несомненно. Но он лишь составляет общий план на сражение. Выполнять его должны другие люди, на множестве кораблей, связанных между собой лишь примитивной на тот момент системой сигналов. Они самостоятельно принимали решения, действовали при этом активно и целеустремлённо.

Кто же эти люди, офицеры Ушакова? Чему он их учил, какие требования предъявлял?

В статье «О средствах завести хороших офицеров» опубликованной в «Военном журнале» Санкт-Петербург, 1811г. делясь опытом, но, несомненно, высказывая мысли, которые составляли суть его военного мировоззрения, Ушаков пишет о подготовке офицеров: «Теперь у нас два пути ведут к чинам, старшинство и отличие. Опыт показал, что государство только тогда имеет великих полководцев, когда отворен сей последний путь; но разве по военной части хорошие теоретические сведения (которые весьма не всякий имеет) не суть отличия? Согласен, что надо поощрять храбрость, ибо хотя и говорят некоторые, что храбрость без ума ни на что не надобна; но военному человеку и ум без храбрости ни на что не нужен: однако же познания должны быть столь же поощряемы, сколько и храбрость, но разным образом. Познания должны быть поощряемы чинами, а храбрость — орденами; ибо для каждого чина потребна особая степень сведений, а храбрость, хотя и необходима для всех, однако же не должна без помощи сведений доставлять чины».

Главный упор Ушаков делает на образованности офицера. Сожалеет, что так мало внимания уделяют наукам прежде всего они сами. Среди них сложилось пагубное убеждение, что свободное время можно посвящать всяческим увеселениям и праздности, но, мол, в нужный час, минуту опасности, офицер не жалея живота своего, встанет на защиту Государя и Отечества. Нет! Науки, ежедневное постижение  её тонкостей, усердие в учении и только тогда можно рассчитывать на победу! Ушаков предлагает мотивировать офицеров повышениями в чине, так как грызть гранит науки по собственной воле они вряд ли захотят. Военные достоинства, просвещение и нравственность, — вот три кита, на которых должен стоять «хороший офицер».

«Весьма остерегаться должно, чтобы не сделать молодых людей военными куклами, а вперять им дух, благонравие, бодрость и охоту к наукам.

Просвещение ума есть важнейшая часть в воспитании каждого военного и невоенного человека, потому что производит внутреннее побуждение к соблюдению правил нравственности и к приобретению всех знаний, потребных в каждом состоянии».

Ушаков рисует портрет офицера, которого нужно воспитать, но, в то же время, он невольно создаёт автопортрет.

«Способность к важнейшим военным предположениям соединяется в нем с искусством входить во все подробности дел, касающихся до военного управления; храбрость и мужество его не сопряжены с безрассудною запальчивостью, но управляемы основательными познаниями в военных науках. Неустрашимость и непоколебимое хладнокровие его подают ему способы пользоваться всеми обстоятельствами местоположения и времени. Во время войны и на месте сражения кажется, что переменилось все его существо и тогда он строг для точного выполнения повелений, быстр в движениях, ужасен врагам, но кроток после брани. Победоносным оружием завладеет землями, а сердца жителей покоряет правосудием и снисходительностью».

Вообще, статья  «О средствах завести хороших офицеров» открывает нам Ушакова с неожиданной стороны. Прежде всего, он – русский патриот. Он живёт во времена преклонения перед всем западным, особенно французским. И сколько же негодования, по отношению к таким «западникам», страсти  и юмора заключены в этом сухом и строгом на первый взгляд человеке! Но об этом мы поговорим в следующий раз.